воскресенье, 3 марта 2013 г.


Новые правила выборов в Думу: война всех против всех. Победитель уже известен



Запрет на блоки гарантирует успех "Единой России".


Новые избирательные законы – это хорошо забытые старые. Спустя десять лет они возвращаются к тем, которые были в 2003 году. Зачем? А ситуация изменилась и теперь уже не гарантирует партии власти не то что конституционного, но даже и простого большинства в Госдуме. Надо что-то срочно предпринимать.

Предприняли, как обычно, «шлифовку» законов, призванную превратить проигрышную ситуацию в ее противоположность. Законопроект «О выборах депутатов Госдумы», разработанный в президентской администрации, был сегодня официально внесен в Госдуму. На первый взгляд он получился весьма либеральным и сильно смахивает на аналогичный закон, действовавший до 2003 года.

В выборах сможет участвовать все множество мелких партий, возникших в последние месяцы. Правда, как подсказывает здравый смысл, без особой надежды на успех. Также появятся самовыдвиженцы – как партийные, так и (страшно сказать!) беспартийные. Шансы у них примерно такие же.

Картина могла бы быть иной, если бы «рвущимся к власти» позволили создавать избирательные блоки. Но на это власти, выражаясь словами героя старой комедии, «пойтить не могут». Избирательные блоки как были запрещены, так и останутся неразрешенными.

Что же в итоге? «Единая Россия» вкупе с ОНФ опять займет доминирующее положение в следующем составе Думы. Вместе они могут добиться даже конституционного большинства, если ОНФ начнет окучивать одномандатные округа, ЕР – партийные списки, а потом в Думе они сольются в единомыслии.

Графу «Против всех», в которой избиратели могли бы обозначить свою тошноту от действующих политических сил, тоже не вернут. Но при этом снизят проходной барьер – с 7 до 5%. Впрочем, для мелких партий это равносильно тому, что его вообще не будут трогать, поскольку и семь, и пять, и даже три процента для них – абсолютная фантастика высотой с Великую Китайскую стену.

Теперь по пунктам. Закон возвращает нас в смешанную систему выборов, которая и была до 2003 года, правда, с некоторыми новыми деталями. Партийные списки и одномандатники по-прежнему избираются в равных долях (225/225 депутатов), проходной барьер составит 5%. Средняя норма представительства – 450-500 тысяч избирателей на депутата, но для малолюдных субъектов сделаны исключения. Если самовыдвиженец будет баллотироваться в округе с численностью менее 100 000 избирателей, ему понадобится собрать не менее 500 подписей. Во всех остальных случаях для регистрации требуется 0,5% подписей (раньше – 2%).

Существенно увеличивается предельный размер избирательного фонда для партий – с 400 до 700 миллионов рублей. Это сразу же вызвало опасения политиков из «малобюджетных» непарламентских партий, что богатые конкуренты окажутся в приоритетном положении. Для одномандатников предел фонда – 15 миллионов рублей. Недостоверные сведения о собственности, имуществе, счетах, как и раньше, являются основанием для информирования избирателей, а не для снятия с регистрации.

Сохранится и «паровозная система», заключающаяся в том, что депутаты, баллотирующиеся по спискам партий, могут выставлять свою кандидатуру по одномандатному округу. Это позволяет популярным в медийном пространстве персонажам, пройдя в Госдуму по одномандатному округу, уступить затем место в списке своим обойденным славой соратникам из конца списка. Излишне напоминать, что в большинстве случаев звезды отдают предпочтение одной-единственной партии – партии власти.

Федеральная часть списков установлена на уровне не более десяти человек. По словам источников газеты в Кремле, это пожелание самих партий: при прохождении заградительного барьера они гарантированно получают места в парламенте. Закреплена возможность видеонаблюдения на избирательных участках.

Сроки избирательной кампании – агитации и выдвижения – президентский законопроект предусматривает прежние: 28 и 110 дней.

Найдено оригинальное объяснение отсутствию графы «Против всех». «Зачем нужна такая графа, если в выборах будет участвовать 60 партий всего идеологического спектра?» – говорит чиновник из Администрации Президента. Мол, среди такого множества политических сил каждый может найти себе что-нибудь по собственному вкусу.

По запрету избирательных блоков на-гора также выдана обтекаемая формулировка. «Концепция обсуждалась, но было решено, что каждый должен сражаться самостоятельно»,– говорят в Кремле.

Конечно, ведь ЕР и ОНФ борются исключительно сами, ни на кого и ни на что не надеясь!

Возрождение смешанной системы говорит о том, что «власть фактически признала, что система выборов 1990-х была оптимальной для страны», заявил газете сопредседатель партии РПР-ПАРНАС Владимир Рыжков. Ранее он дважды становился депутатом в одномандатном округе, но теперь не уверен, что сможет победить, поскольку «невообразимо выросло значение денег» и не случайно год от года повышается планка избирательного фонда.

Почему сохранился запрет на избирательные блоки, ему понятно. «Если разрешить блоки, то новая влиятельная сила может появиться и на левом фланге, и на либеральном, и среди националистов», – говорит он.

Никто еще не взялся просчитать, какие блоки могли бы появиться, будь они разрешены, и как это отразилось бы на расстановке сил. Ясно, что парламентские партии останутся в гордом одиночестве и ни с кем блокироваться не станут. Они и так уже состоят в неявном блоке с правящей партией, хотя и отрицают это.

А вот ниже парламентского Олимпа существует достаточно политических сил, которые, объединившись, могли бы к выборам обрасти сторонниками, словно снежный ком и тем самым существенно изменить картину. Перефразируя Маяковского: «если б в блоки сгрудились малые – сдайся, враг, замри и ляг».

Таким образом, можно сделать вывод, что блоки опасны не только для правящей, но и для всех парламентских партий, поэтому их не разрешат никогда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий